Пятница, 24 ноября 2017 г22:03 МСК
USD58.4658.46
EUR69.1869.18

Финансы, выделенные для поддержки малого и среднего бизнеса, полностью разворовали

1048
Финансы, выделенные для поддержки малого и среднего бизнеса, полностью разворовали
 
Поддержка малого и среднего бизнеса оказалась неэффективной и почти полностью ушла в тень. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты.

Согласно оценке Счетной палаты в 2016 г. до предпринимателей дошел лишь 1% от выделенной помощи, но и эта минимальная цифра еще подвергается сомнению. Схемы увода денег были достаточно простыми: происходило либо дробление компаний, чтобы они попадали под определение малого или среднего бизнеса. Отмечены также и другие схемы, в частности многие компании, получившие помощь, были созданы незадолго до получения помощи.

Счетная палата

Реализация региональных программ поддерживается за счет субсидий из федерального бюджета по линии Минэкономразвития России в рамках госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика". Кассовые расходы федерального бюджета на предоставление указанной субсидии в 2015 г. составили 17,5 млрд руб., в 2016 г. – 10,7 млрд руб.

В программе приняли участие 85 регионов. В то же время финансовая помощь была оказана небольшому количеству субъектов МСП в 2015 г. – 4% общей численности субъектов МСП, в 2016 г. - порядка 1%. При этом результативность оказанной финансовой помощи вызывает сомнение.


Кроме того, стоит отметить, что в отдельных регионах установлены факты предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП. Конечно же, Счетная палата не исключает в таких случаях наличия коррупционной составляющей.

В общем, программа поддержки бизнеса в очередной раз провалилась, при этом стоила она налогоплательщикам 150 млрд руб.

Цифры говорят сами за себя. В стране наблюдается рост числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса, причем сразу почти на 30%, при этом число занятых в этом сегменте неуклонно снижается. За последние шесть лет снижение составило 3,6 млн человек.

Очевидно, нужна реформа госуправления, о которой говорят уже практически все. "Стратегия Роста" - среднесрочная программа экономического развития, подготовленная под руководством Бориса Титова, например, предлагает провести довольно серьезные изменения в государственных органах.

Прежде всего должен быть создан штаб реформ, который будет выполнять роль организатора, проводника и координатора реализации экономической стратегии. При этом он не должен брать на себя роль реализатора. В правительстве основной структурой для проведения реформ должно стать Минэкономразвития. Для этого необходимо освободить министерство от текучки и сосредоточить функционал на задаче стратегического управления: анализе тенденций развития мировой экономики и России, формировании прогнозов, бюджетных прогнозов, разработке стратегий и программ, нацеленных на активизацию роста, синхронизации территориальных и отраслевых программ развития.

Данное предложение на самом деле выглядит наиболее продуктивным, к тому же остальные авторы стратегий (Алексей Кудрин и ЦСР; Минэкономразвития) вообще никаких деталей не представили.

Отметим также, что авторы "Стратегии Роста" уже провели колоссальный объем работы с ФНС, что позволяет напрямую получать всю необходимую информацию и отслеживать реальное положение дел в отдельно взятом регионе в режиме реального времени. Ключевой момент заключается в том, что данные ФНС объективны, при этом процесс выстроен таким образом, что бюрократия сводится к минимуму, а значит и коррупционная составляющая снижается.

Оценка эффективности


Безусловно, для успешной реализации экономической стратегии и реформ нужен какой-то объективный показатель эффективности выполнения поставленных задач – KPI. Без него ощутимого прогресса добиться вряд ли возможно. KPI внедряли все страны, прошедшие успешные пути экономического развития, в частности так называемые "Азиатские тигры". Сейчас основным инструментом государственной политики являются поручения, но объективного контроля за их выполнением нет. Например, "Майские указы" состояли из 175 поручений, которые должны были быть выполнены к 30 апреля 2016 г. По оценке самого правительства, было выполнено 88%, или 154 поручения, однако, по данным ОНФ, выполнено было лишь 14% от заявленных 154-х.

Новость дня

1682
Регистрация гравитационных волн от слияния нейтронных звезд является примером multimessenger astronomy - новой науки, которая предполагает использование разных каналов получения информации, считает президент РАН Александр Сергеев. Об этом он сказал...