Понедельник, 21 октября 2019 г03:37 МСК
USD63.950
EUR71.130

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

16080

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

16 сентября 1975 года состоялся первый полет истребителя-перехватчика Е-155МП – будущего МиГ-31. Он создавался в ответ на растущую угрозу со стороны крылатых ракет и новых бомбардировщиков противника. Уже почти сорок лет эта боевая машина играла и играет важную роль в противовоздушной обороне страны, выполняя роль "летающего ЗРК" в труднодоступных и малозаселенных районах. Всего четыре самолета способны контролировать пространство в 1100 километров по фронту. Этому способствуют мощная радиолокационная станция с фазированной активной решеткой, двигатели, позволяющие развивать крейсерскую скорость 2,35 Маха, дальнобойные ракеты Р-33 класса "воздух-воздух".

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
МиГ-31 первых серий на одном из аэродромов Камчатки

Конечно, МиГ-31 подвергался модернизациям. Во второй половине 1980-х, из-за предательской деятельности печально известного Адольфа Толкачева, пришлось разработать модификацию МиГ-31Б со штангой дозаправки в воздухе, улучшенной радиолокационной станцией «Заслон-А», улучшенными ракетами Р-33С и двигателями Д30Ф6. Помимо постройки новых самолетов, к этой модификации были приведены и строевые МиГ-31, получившие индекс МиГ-31БС, с той только разницей, что они не получили штангу дозаправки. Строилась модификация МиГ-31ДЗ, также со штангой дозаправки и с некоторыми изменениями в составе радиотехнического оборудование.

Но настоящим прорывом должен был стать МиГ-31М – фактически новый самолет с серьезно повышенными боевыми возможностями, работы по которому начались в 1985 году. Он отличался увеличенным на 1500 литров запасом топлива, более мощными двигателями Д-30Ф6М, развитыми корневыми наплывами крыла, модернизированной РЛС «Заслон-М», обновленным приборным оборудованием с индикаторами тактической обстановки, оптиколокационной станцией перед кабиной пилотов, отсутствием пушки, 6 ракетами под фюзеляжем вместо 4, введением в состав вооружения новых ракет "воздух-воздух" Р-37 и Р-77 и другими изменениями.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
МиГ-31М на статической экспозиции...
От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
... и в полете

Но проект МиГ-31М постиг главный бич перестроечного периода и времен "новой России": отсутствие финансирования и фактический развал отрасли. К счастью, в ОКБ МиГ не забыли, как совершенствовать истребители. В 1999 году был представлен модернизированный истребитель МиГ-31БМ. Поставки в ВВС России начались в 2010-2011 годах. Хотя масштаб изменений был куда меньше относительно МиГ-31М, боевая эффективность по сравнению с первыми МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Этому способствовала модернизированная РЛС «Заслон-АМ», обновленное связное и приборное оборудование, установка в кабинах пилота и штурмана жидкокристаллических дисплеев, интеграция в состав вооружения ракет Р-37 и Р-77.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

За счет одной только замены процессора «Аргон-15А» на «Багет-55-06» в РЛС удалось достичь дальности обнаружения в 320 километров и взятия на автоматическое сопровождение на 280 километрах. Дальность обнаружения цели типа "истребитель" составляет 240 километров. При этом одновременно сопровождаются 24 цели, 6 из них так же одновременно можно обстреливать ракетами. У первого «Заслона» – 10 и 4 соответственно.

Благодаря ЖК-дисплеям, на которые может выводиться различная информация, возрос уровень тактической осведомленности пилотов. В дополнение к Р-33 МиГ-31 получил Р-37М с увеличенной дальностью пуска и активной радиолокационной головкой самонаведения Р-77-1, также с активной РЛГСН. А на смену давно устаревшим Р-40Т пришли Р-73М и Р-74. Долгое время в строевых частях не были замечены МиГ-31БМ с Р-37М, однако в апреле 2019 года в сети появилось два фото МиГ-31БМ с ними. На установленном на статической экспозиции самолете было подвешено сразу 4 Р-37М и 4 Р-77-1.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
Р-37М
От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
Р-77-1

Такой набор вооружения делает МиГ-31БМ уничтожителем любых пилотируемых в воздушной среде объектов. И вот почему. Если первые МиГ-31 с Р-33/Р-33С и Р-40 могли поражать только относительно маломаневренные цели, то с Р-37М, Р-77-1 и Р-73 доступна "охота" и на активно маневрирующие истребители и ракеты. Так, у Р-37М, по сравнению с Р-33, максимальная перегрузка поражаемых целей возросла в два раза – до 8G вместо 4-х. Дальность пуска увеличена до 300 и выше километров по сравнению с 120 у Р-33.

Активная РЛГСН позволяет на конечном участке полета не быть "привязанной" к носителю и самостоятельно обнаруживать цели. А дальность обнаружения у Р-37М, нужно сказать, довольно приличная: до 40 километров для цели с ЭПР 5 м2. То есть, с этой дистанции ракета может лететь полностью автономно, без связи с носителем. Что касается Р-77-1, то Р-33 она уступает только в массе боевой части и совсем немного в дальности: 110 километров против 120.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
МиГ-31БМ с Р-77-1 и Р-33
От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
Р-73М и Р-33

Р-73М и Р-74 более чем в 4 раза легче Р-40Т, более чем в два раза компактнее, но превосходят в дальности пуска, летных характеристиках и эффективности инфракрасной ГСН. Без преувеличения, с этими ракетами МиГ-31БМ стал новой боевой машиной. Конечно, маневренный бой – это не про МиГ-31, но ему это особо и не нужно. Да, пока МиГ-31БМ с таким вооружением встречаются редко, но, как говорится, лиха беда начало. И что отрадно, план по модернизации не просто выполнен, а перевыполнен! Изначально заявлялось о модернизации 60 бортов, но на данный момент их количество перевалило за сотню. Модернизируются не только МиГ-31Б, но и МиГ-31БС, получая индекс МиГ-31БСМ.

Помимо истребительных функций МиГ-31 готовили и к другим ипостасям. Первой такой ролью можно назвать работы по комплексу противоспутникового(!) перехвата 30П6 «Контакт» с ракетой 79М6 для уничтожения спутников на низких орбитах. В качестве разгонной ступени предполагалось использовать специально созданную модификацию МиГ-31Д, а получать целеуказание он должен был от комплекса радиолокационно-оптического комплекса распознавания космических объектов «Крона» на полигоне Сары-Шаган. Задание на разработку было выдано 1983 году, в 1986-1988 годах были построены и облетаны два опытных борта, а 26 июля 1991 года состоялось первое и единственное летное испытание ракеты 79М6.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

Но, как было почти со всеми новыми вооружениями, работы прекратились с распадом СССР. Два МиГ-31Д остались в Казахстане. Какое-то время МиГ-31 хотели сделать носителем комплекса «Ишим», на этот раз не сбивающего, а выводящего на орбиту легкие спутники. Несколько лет Россия и Казахстан вели переговоры, но, в конце концов, проект решено было закрыть.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
МиГ-31Д в ангаре. Рядом, предположительно, 79М6

11 августа 2009 года тогдашний Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заявил, что "во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31" и что "эта система реанимируется для решения тех же задач". 9 лет о работах по этому направлению почти ничего не было известно.

Но в сентябре 2018 года в подмосковном Жуковском был сфотографирован МиГ-31 "81 синий" с крупной ракетой, подвешенной под фюзеляжем, от чего сразу пошли разговоры о возобновлении проекта "противоспутникового" МиГ-31. Ракета была окрашена в черный цвет, а не в красный, как принято в России для массогабаритных макетов. Это позволило выдвинуть предположение, что МиГ-31 летает не с макетом, а уже с готовым изделием.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

Так ли это – неизвестно, но само возобновление работ и их доводка до стадии полетов с, как минимум, макетом говорит о далеко продвинувшейся стадии проекта. Сомнительно, что ракета – та самая 79М6, как-никак прошло больше 30 лет, ничего неизвестно и о характеристиках. Но, как бы ни было, сам факт появления МиГ-31 с ней весьма позитивен. Ну а на западе традиционно раздались возгласы об очередной подлости коварных русских, готовых сбивать свободные демократические спутники направо и налево. А в день написания этих строк появилось фото МиГ-31 "82 синий" с пилоном для этой ракеты.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

Возможно, совсем скоро появятся фотографии и с самой ракетой. В целом же, противоспутниковый МиГ-31 является лишь одним из элементов будущей противокосмической обороны России. В этой области уже есть реальные результаты, а в относительно скором времени они будут дополнены новыми системами вооружения. Об этой теме стоит рассказать отдельно. Но в другой раз.

МиГ-31 хотели научить уничтожать цели не только в воздухе и в космосе, но и на земле. Первой ласточкой можно назвать МиГ-31ФЭ, показанный в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже. У неэкспортной модификации должен был быть индекс МиГ-31Ф. Главным отличием от прочих модификаций была интеграция в состав вооружения управляемых ракет "воздух-поверхность", корректируемых и свободнопадающих бомб. МиГ-31Ф мог применять ракеты линеек Х-25, Х-29, Х-31, Х-59, бомбы калибром до 1500 килограммов, сохраняя возможность нести и ракеты "воздух-воздух". С таким вооружением самолет стал бы многоцелевым, способным выполнять самые разные задачи. Вряд ли нужно говорить, почему эти планы не сбылись.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

МиГ-31БМ в первоначальном виде был почти идентичен МиГ-31Ф по возможностям уничтожения наземных и надводных целей, однако от этих планов отказались, МиГ-31БМ несет только ракеты "воздух-воздух".

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море
МиГ-31БМ, который мы потеряли

Долгое время казалось, что так будет всегда, что МиГ-31 останется только иистребителем. Пока не грянуло ставшее уже легендарным Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года.

Среди, в прямом и переносном смысле, убойных новинок Владимир Путин рассказал об авиационном гиперзвуковом ракетном комплексе «Кинжал» с МиГ-31 в качестве носителя. И, как оказалось, несколько комплексов с декабря 2017 года находятся в статусе опытно-боевого дежурства на одной из авиабаз Южного военного округа. Опытно-боевое дежурство означает относительную непригодность штатного применения вооружения в реальных боевых действиях, но если очень нужно – то можно. То есть, на данный момент «Кинжал» вполне рабочая система вооружения.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

Дотошные пользователи интернета углядели в ракете уже знакомую баллистическую ракету 9М723 комплекса «Искандер». Но было бы слишком опрометчиво сказать, что под МиГ-31 просто подвесили эту ракету. «Кинжал» оснащен дополнительной разгонной ступенью, а корпус доработан для длительного полета на высокой гиперзвуковой скорости.

Точные характеристики «Кинжала» доподлинно неизвестны и разнятся от публикации к публикации. Точнее, две из них были озвучены президентом: скорость до 10 Махов и дальность свыше 2000 километров.

Как бы ни было, ракета смертельно опасна для любой цели. Ни один вражеский зенитный комплекс в мире не способен перехватить четырехтонную 8-, 10-Маховую махину, летящую на высоте 50-60 км и маневрирующую по непредсказуемой квазибаллистической траектории. Пуск «Кинжала» означает, что участь объекта атаки предрешена.

От модернизированных МиГ-31 нигде нет спасения: ни в космосе, ни в небе, ни на море

МиГ-31 с «Кинжалом» получил индекс МиГ-31К и был выбран в качестве носителя за уникальные разгонные и скоростные характеристики. В российских ВКС только МиГ-31 способен за считанные минуты доставить «Кинжал» к рубежу пуска, придать ему дополнительное ускорение и так же быстро вернуться на аэродром базирования. И даже четырехтонная ракета под "брюхом" не сильно этому мешает.

По всей видимости, МиГ-31К не может нести УРВВ, но с такой дальностью пуска это не является насущной необходимостью. А если потребуется, его прикроют истребители. Вряд ли в МиГ-31К будет переоборудовано больше двух десятков машин, однако этого количества вполне достаточно для выполнения задач. Достойных целей для «Кинжала» не так много.

Что же мы видим в итоге? Из узкоспециализированного перехватчика крылатых ракет МиГ-31 стал более универсальным воздушным бойцом и параллельно обрел способность достать супостата на земле, на море и даже в комосе. Без преувеличения, эта уникальная боевая машина обретает вторую жизнь и становится важным звеном в системе стратегической безопасности Российской Федерации. Тем лучше для нас и тем хуже для наших противников.

Источник

Новость дня

96
На сайте «Ключи познания» сегодня состоится очередная Интернет-Конференция из серии «Что происходит в России и Мире». Многие уже заметили, что в Мире происходит что-то необычное. Участились природные и техногенные катастрофы, теракты, войны...